Статьи

Учим ребенка говорить

Любая мамочка с нетерпением ждет первого слова из уст своего малыша. В каждом невнятном лепете младенца ей чудится: «мама» или «кушать». Есть комплекс упражнений, выполняя которые, вы приближаете тот час, когда сможете услышать четкую фразу: «Когда папа придет с работы? Я соскучился!» Все упражнения более чем просты. Главное – любить своего кроху!


Говорите, вас слушают


Первым уроком родной речи станет общение с самым дорогим человечком. Любое действие важно сопровождать словами, комментировать, что сейчас происходит или вскоре будет происходить. Например: «Сейчас мы положим кашку в тарелку» или «А вот и наш красный мяч, давай с ним поиграем?» Ребенок учится сопоставлять слова и действия мамы. Поэтому ему проще запомнить название предметов и начать понимать, что с ними можно делать, чем его товарищу, с которым до полугода вообще не считают нужным общаться (ведь он ничего не понимает).


Читайте детям сказки


Хорошую службу в развитии слухового восприятия и речи, послужат детские книги, небольшие стихи о зверушках и рассказы о таких же непоседах, как сам читатель. Книги должны соответствовать возрасту, замечательно, если в них будут картинки. Книжки-малышки научат кушать с аппетитом, помогут сладко уснуть, подскажут, как одеться на улицу.


Наблюдайте, с каким интересом малыш будет слушать про пушистую киску, которая мяукает высоким голоском – будто настоящая! А как грозно рычит мишенька-медведь! Он, наверное, проголодался и ищет в лесу мед. Старайтесь подражать голосу персонажа, о котором читаете, это завораживает малютку, а также способствует развитию выразительной речи. Попробуйте прочитать уже знакомую ребенку сказку или стихотворение, при этом поменяйте местами героев или предметы. Например, снесла курочка… репку! Посмотрите на реакцию маленького читателя. Он обязательно выразит недоумение удивленным выражением лица либо, если уже умеет говорить, озвучит ошибку. Очень повеселит карапуза кошачий лай, собачье «хрю-хрю», а если корова скажет «ко-ко-ко», то веселье обеспечено надолго.



Пальчик-пальчик, где ты был?


Ученые доказали связь между мелкой моторикой и головным мозгом, соответственно, речью. Не зря воспитатели детских садов и логопеды в свои занятия обязательно включают пальчиковую гимнастику. Так зачем ждать 3-х лет, если вы сами можете начать развивать мелкую моторику своего малыша гораздо раньше. Есть огромное количество потешек, забав, стихотворений, которые сопровождаются движением пальцев и жестов, «рисуя» их содержание. Например: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Дарики-комарики», «Моя семья», «Динозаврики». Для самых маленьких это легкий массаж подушечек, детки постарше играют с маминой помощью, а когда запомнят слова и движения, с удовольствием выполняют сами.


Больше давайте малышу ручных занятий. Пусть рисует пальчиками на манке, играет в песке, под присмотром можно дать детские ножницы и полоску бумаги, чтобы было удобно ее разрезать поперек, подбирайте ключики к замкам, собирайте природный материал – шишки, желуди, листочки, камешки, делайте из этого добра поделки. Сравнивайте гладкие и шершавые предметы, холодные и горячие, большие и маленькие. Пластилин и рисование также способствуют активизации речи. Рисовать можно чем угодно! От пальчиковых красок, карандашей и мелков, до различных печатей и трафаретов. Сколько полезной радости приносят ребенку такие занятия!


Кстати, многие люди, у которых после полученных травм головного мозга, либо после длительной комы, возникают трудности связанные с общением, социализацией, восприятием, занимаются мелкой ручной работой. Это помогает. В мозг поступают импульсы, которые активизируют точки, отвечающие за речь, постепенно человек возвращается к прежней жизни. Никакого волшебства, только ловкость рук!



Непонятно!


Говорите с малышом четко, не спеша. Все дефекты и недостатки речи кроха перенимает, в дальнейшем будет так же глотать окончания слов, шепелявить и невнятно говорить, как это делали родители. Лучше всего малыш воспринимает звуки, которые произносятся нараспев. Если упражняться в пропевании звуков, в дальнейшем будет легче сложить из звуков слово. «Сюсюканье» тоже к хорошему не приведет. Но… Не стоит путать! Если ребенок в годик говорит «бибика» - это нормально, а если он в пять лет машину называет «бибикой», здесь уже есть проблемы. Важно увидеть и понять, когда же ребенок готов перейти на следующую ступеньку развития и действовать!



Дышите! Не дышите!


Понаблюдайте за своим дыханием. На каком по счету слове вам нужно сделать вдох? На третьем, на пятом? Без правильного дыхания не будет красивой и правильной речи, даже при отличной артикуляции. Нужно экономно расходовать дыхание. Научитесь правильно дышать и научите своего ребенка. Как? Конечно, играя! Пришейте и положите на рукавичку ватную пушинку, покажите, как нужно ее сдуть. Вдох делайте через нос, затем через узкую щелочку между губами медленно дуйте на снежинку, при этом не надувайте щеки. То же можно сделать с бабочкой, которая летит к цветочку. Смастерите небольшие футбольные ворота (баночка от йогурта) и задувайте в них бумажный шарик. Надувайте мыльные пузыри, воздушные шары, дуйте на вертушку, на бумажную чашку с «горячим» чаем, приклеив к ней «пар», играйте на дудочке. Это так просто и, главное, полезно!



«Сейчас спою!»


Пропевать звуки легче, чем проговаривать, поэтому пение помогает малышу в освоении разговорного навыка. Для детей двух-трех лет есть много песенок, предназначенных для звукоподражания. Отдельные слоги или слова-повторялки деткам очень нравятся и без труда им поддаются.


В процессе пения дети учатся воспринимать ритм, темп, различать интонации и правильно дышать. Важным и эффективным разделом в современной педагогике является раздел логоритмики. Это микс движений, речи и музыки. Такие занятия включают игровой массаж, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, проводятся с использованием различных игрушек, музыкальных инструментов и других атрибутов. Невероятно интересный и эффективный метод. Развивается координация движений, ориентировка в пространстве, снимается мышечное напряжение, тренируется память и внимание. В результате ребенок легче адаптируется в социуме, находит общий язык со сверстниками и начинает говорить. Широко распространена логоритмическая методика Екатерины и Сергея Железновых.



Вспомните себя в детстве и начните играть с удовольствием и пользой для самого главного человечка на Земле!

Нет комментариев

Добавить комментарий